С марта 2018 г. в РФ должен был заработать механизм исключения клиентов из черного списка банков. Но, как всегда бывает в России, что-то пошло не так. Ранее в своей статье я предполагал, что вопросы с реализацией этого механизма будут.
Читаю последние новости по поводу блокировки счетов по 115 ФЗ и лишний раз убеждаюсь в том, что никто ваши проблемы решать не будет, кроме вас самих.

Что произошло: клиенты банков, внесенные в черные списки, стали массово обращаться за разъяснениями относительно того, на основании чего они были заблокированы. Банки, недолго думая, в выдаче таких разъяснений и документов стали отказывать.

Почему? Все очень просто. Большинство банков вносили клиентов в межбанковскую рассылку сомнительных клиентов на основании того, что они пытались совершить, по их мнению, операцию, противоречащую 115 ФЗ (причем как в банке обслуживания, так и в ином банке). Приходит такой клиент уже в другой банк, а ему говорят: «Вы попали в черный список, мы прекращаем с вами сотрудничество. Забирайте свои деньги, и чтобы мы вас больше не видели. Только забрать вы можете, уплатив нам комиссию процентов в 10.»
И люди платили, а куда им было деваться? А теперь, когда до банков дошло, что придется выдавать клиенту документы, которых у банка нет и быть не может, и объяснять почему они безосновательно требовали от клиента расторгнуть отношения, они занервничали. И решили, что наилучшим способом будет просто игнорировать требования клиентов.

Что банк при таком требовании может выдать клиенту? Ничего, имеющего юридическую силу. Проблема то в том, что они требовали от клиента уйти на основании некоего межбанковского списка неблагонадежных клиентов, а не черного списка Росфинмониторинга (хотя оба эти списка для удобства называют черными).
Могу привести пример. Обратился за консультацией человек, которому отказано в обслуживании в банке (название сообщать по понятным причинам не буду). Банк отказал в заключении договора банковского счета, сообщив ему, что он в черном списке. Дальше он самостоятельно обратился в ЦБ и Росфинмониторинг, где ему радостно сообщили, что никаких претензий к нему нет.

Вот что ему делать?
В данном случае можно рассмотреть вариант обращения в суд в рамках ст. 426 ГК РФ, где рассматривается обязанность заключения публичного договора, а ваш договор с банком носит такой характер. Заранее оговоримся, что даже у судов нет единства в практики толкования договора банковского счета, потому такой вариант можно назвать вероятным, но не стопроцентным.
Для граждан ситуация проще. Согласно ч.2 ст. 834 ГК РФ договор банковского вклада является публичным, поэтому банк обязан будет его заключить. Поэтому если отказывают индивидуальному предпринимателю, можно требовать сначала заключения договора банковского вклада.
В любом случае необходимо потребовать письменный отказ от банка в заключении договора, получив который написать жалобу в ЦБ. Если банк отказывается выдать такой документ, писать жалобу в ЦБ на отказ. Пока иного варианта не вижу. Да, путь долгий, но начинать надо, сама по себе проблема не исчезнет.

Исключение из черного списка не работает.