Реалии жизни бизнесмена в России таковы, что он каждый день в своей деятельности сталкивается с рисками. Это риски носят самый различный характер: экономический, техногенный, юридический и множество других.
В последнее время в практику деятельности компаний стала входить оценка рисков и управление ими как системная деятельность, подчиняющаяся определенным принципам.
В этом цикле статей речь пойдет об рисках уголовного преследования бизнеса и будут рассмотрены следующие вопросы: почему они появляются, степень их значимости для компании, способы выявления таких рисков и их устранения или нивелирования.
Эта первая статья цикла посвящена общим вопросам рисков уголовного преследования, возникающих вследствие занятия предпринимательской деятельностью.

Что из себя представляют риски?
В упрощенном понимании риски уголовного преследования – риски для предпринимателя, руководства, собственников и сотрудников организации быть привлеченными к уголовной ответственности. Одновременно с этим возможно привлечение самой организации к налоговой, административной и гражданско-правовой ответственности.
Сами по себе риски принято делить на:
• Риск полицейской проверки
• Риск возбуждения уголовного дела

Почему появляется риск уголовного преследования?
Сам по себе бизнес как деятельность изначально предполагает риск, так как зачастую без определенной степени риска получить высокий доход проблематично. С этой целью предприниматели многие риски принимают осознанно.
Да, это все понятно, скажите вы, но неужели представители бизнеса сознательно нарушают Уголовный Кодекс?
Нет, это совершенно не обязательно, чтобы иметь проблемы с государством.
Например, предприниматель использует легальную схему оптимизации налогов, существующую из-за пробела в законодательстве. Но пробел устраняют, и он внезапно становится преступником.
Возможен и такой вариант, предприниматель получает два взаимоисключающих требования от государственных органов или на него возложено две взаимоисключающих обязанности. Какое бы из требований он не исполнил, за неисполнение другого предусмотрена уголовная ответственность.
Также любого человека можно оклеветать. Может быть допущена и ошибка со стороны следственных органов. Наконец мы не можем исключать, что предприниматель мог и добровольно заблуждаться, не считая свои действия преступными.
Таким образом риски возникают вследствие проведения проверки (или возбуждения уголовного дела) по поводу мнимого или действительного совершения предпринимателем преступления.

Насколько велика вероятность рисков?
Почему у одних компаний и предпринимателей их вероятность выше, а другие за длительный промежуток деятельности никогда не сталкиваются с визитом правоохранительных органов? Что на это влияет?
Риски изначально выше в следующих случаях:
• Работа в высококонкурентной среде. Чем больше у вас конкурентов, тем больше вероятность того, что некоторые из них сочтут возможным прибегнуть к недобросовестным способам конкуренции. К таким сферам деятельности можно смело отнести: строительство, производство и размещение рекламы, ритейл, производство и продажу алкогольной продукции, а также ряд других.
• Большое количество собственников бизнеса (риск внутрикорпоративных конфликтов). Чем больше собственников, тем больше вероятность того, что отдельные из них, посчитав себя, например, обделенными при распределении прибыли, могут обратиться по этому поводу в правоохранительные органы.
• Большое количество наемных работников, имеющих доступ к конфиденциальной информации. При конфликтном увольнении такого работника возрастает риск того, что он может поделиться информацией как с вашими конкурентами, так и с правоохранительными органами. Достаточно часто встречаются факты того, что уволенные сотрудники пишут анонимные сообщения в правоохранительные органы, оговаривая бывшего работодателя из чувства мести. В любом случае чем больше носителей информации, тем больше риск ее распространения.
• Высокая маржинальность бизнеса. Чем больший доход приносит деятельность, тем больше желающих заняться этим бизнесом, устранив конкурентов из делового оборота.
• Работа в сфере госзакупок. Риски вырастают вследствие большого количества контролирующих и проверяющих органов, действующих в этой сфере. Традиционно также государственное имущество (бюджетные средства) защищается лучше, чем частное.
По некоторым экспертным оценкам вероятность привлечения к уголовной ответственности составляет 2% в периоде 1 года. Таким образом, если вы работаете 5 лет, указанная вероятность возрастает до 10%.
Вероятность проверки, в результате которой может быть возбуждено уголовное дело составляет 10% в периоде 1 года, соответственно, при непрерывной работе бизнеса в течении 10 лет риск такой проверки приближается к 100%.
Исходя из своего опыта работы могу указанные цифры подтвердить, думаю и вы, имея опыт руководства бизнесом, со мной согласитесь.
Итак, риски существуют всегда. Они могут быть низкими, могут быть высокими, но они есть.

С чего начинается реализация рисков?
Что служит отправной точкой начала преследования в рамках уголовного процесса? Ведь просто так по законам РФ правоохранительные органы не могут начать проверку без веских на то оснований. Отправной точкой всегда является информация, которая содержит данные о возможном совершении преступления.
Источниками такой информации являются:
• Конкуренты и контрагенты бизнеса
• Уволенные и недовольные сотрудники.
• Материалы налоговых и прокурорских проверок.
• Сообщения банков, ЦБ и Росфинмониторинга.
• Сообщения прессы и журналистские расследования.
• Общественные организации.
• Миноритарные собственники компании.
Простого сообщения для начала полномасштабного преследования бизнеса в рамках уголовного процесса обычно недостаточно. Да, в некоторых случаях может хватить и одного факта, но как правило вами начинают всерьез заниматься только тогда, когда будет накоплена некая масса информации, свидетельствующая о нарушении закона и имеющая перспективы превратиться в уголовное дело. Иными словами, сам по себе отдельно взятый факт (из вышеуказанных) навряд ли приведет к проверке, но в своей совокупности они представляют из себя критическую массу, на которую обязаны реагировать правоохранительные органы
Представьте себе гипотетическую картину. Ваши конкуренты решили устроить вам проблемную ситуацию. С этой целью написали пару-тройку анонимок в следственные органы, заказали ушлому журналисту статью о том, как вы нарушаете закон, например, не платите налоги, нашли недавно уволенного сотрудника, убедили его дать в рамках проверки ложные объяснения о том, как в период работы он был свидетелем реализации схем уклонения от уплаты налогов… И все – некий массив информации, достаточный для проверки вашей финансово-хозяйственной деятельности готов. Как минимум, у вас проведут проверку, как максимум, вы станете фигурантом уголовного дела. Это, кстати, сценарий реальной проверки, правда, благодаря вовремя предпринятым мерам, окончившейся благополучно. Действительно, в некоторых случаях, проверка может окончиться ничем, то есть не повлечет уголовного преследования. Правда, до момента окончания она сама по себе нанесет весьма существенный урон. Согласитесь, что работать в условиях неопределенности весьма сложно. Вся проблема в том, что часть последствий этих рисков начнет реализовываться одновременно с началом проверки.

Какие именно возможны последствия?
Последствия достаточно разнообразны и могут выражаться в следующем:
• Затруднения в нормальной работе компании (очень высокий уровень реализации). Возникают после появления информации о начавшейся проверке. Прежде всего само по себе изъятие документации, компьютеров и электронных носителей вызывает дезорганизацию деятельности на некоторый срок. Начавшаяся проверка требует отвлечения внимания руководства и ключевых сотрудников. Фирма вместо того, чтобы зарабатывать деньги и развиваться, вынуждена часть трудовых, финансовых и временных ресурсов тратить на защиту от уголовного преследования.
• Проблемы с климатом в коллективе (средний уровень реализации). Возникают после появления информации о начавшейся проверке и по мере развития событий нарастают. Заключаются в увольнении части работников, трудоустройстве их к конкурентам, нервозной обстановке в коллективе, снижении работоспособности и эффективности. В компании очень часто в таких случаях распространяются панические настроения, коллектив вместо того, чтобы работать, начинает кулуарно обсуждать сложившуюся ситуацию. Неизбежно возникают конфликты на трудовой почве.
• Арест основных фондов компании (низкий уровень реализации). Возникает, в основном, только при предъявлении в рамках уголовного дела иска о возмещении материального ущерба.
• Испорченная деловая репутация (низкий уровень реализации. Как вследствие того, что институт деловой репутации в России не сформирован, так и вследствие того, что к рискам бизнеса в части уголовного процесса относятся терпимо и с пониманием). Отмечу, что в компаниях с государственным участием не очень охотно сотрудничают с частными компаниями, в отношении руководства которых есть риск уголовного преследования.
• Проблемы с исполнением обязательств компании перед партнерами, банками и государством (высокий уровень реализации). Возникает после появления информации о начавшейся проверке. В случае затянувшегося урегулирования ситуации серьезно увеличиваются. Дополнительно могу констатировать факт того, что также есть существенный риск затруднения доступа к кредитным ресурсам. Банкиров можно в принципе понять — никто не горит желанием давать в долг компании деньги при неясной перспективе их возврата. Сталкивался со случаями, когда при наличии проблем у компании с правоохранительными органами, ставка по привлечению денег  для такой компании была существенно выше, чем обычно. Сроки рассмотрения кредитных заявок также могут увеличиться.
• Падение доходности основных операций (средний уровень реализации). Возникает через некоторое время после начала проверки (1-3 месяца). Связано как с опасениями контрагентов, так и с общим настроением в коллективе.
• Принудительная продажа активов (средний уровень реализации). В этом случае уголовное дело выступает инструментом давления на бизнес.
• Утрата контроля над бизнесом (средний уровень реализации). Высокий, если уголовное дело инспирировано одним из недовольных сособственников бизнеса или прямыми конкурентами. Как правило реализуется с помощью такой меры как помещение руководителя в СИЗО или под домашний арест.
• Фактическое прекращение бизнеса (вероятность такого развития событий имеет среднюю степень реализации). Возникает после передачи уголовного дела в суд. Реализуется чаще всего после обвинительного приговора. Чаще встречается частичное прекращение бизнеса, т.е. прекращение бизнеса в определенных сферах, компанию что называется «выдавливают» из конкретных направлений ее деятельности.
В следующей статье я рассмотрю вместе с вами систему управления рисками – те конкретные меры, принятие которых призвано существенно снизить риски уголовного преследования бизнеса.
© Сергей Коваль.

Правовые риски бизнеса. Риск уголовного преследования.