Поделиться...
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK

С чего начинается любой бизнес?

С идеи. Собрались пара человек и решили: а давай заработаем денег. А давай. А как? А я вот люблю кофе, чай, колбасу и не могу найти нормальную. Давай ее производить. Или давай откроем кафе. О, классная идея, давай.

Примерно так в самом начале выглядит идея любого бизнеса. Но мало производить что-то, оказывать какие-то услуги. Необходимо чтобы конкретный товар, услуга были востребованы. Иначе складывается ситуация, когда товар есть, а продаж этого товара нет. Или есть продажи, но они убыточные.

Поэтому следом за идеей идет составление бизнес-плана. То есть предприниматель начинает планировать.

Для чего нужен бизнес-план? Он позволяет понять, возможна ли реализация идеи с выгодой. Сколько будет стоить товар, кому мы будем его продавать, нужен ли вообще этот товар, с кем мы будем конкурировать и так далее.

Это все азбучные истины, не буду на них останавливаться. Нас интересует в планировании только одна маленькая часть – учет правовых рисков деятельности. Об этом и будет настоящая статья.

В простом понимании правовые риски – это риски утраты имущества или денежных средств (риск убытков) вследствие осуществления какой-то деятельности с нарушениями норм закона.

Риск – это всегда вероятность, поэтому он подлежит определенной оценке и учету. Как его понимать и оценивать рассмотрим на реальном примере.

Работал с крупным предпринимателем, основной вид бизнеса – сдача в аренду торговых помещений. Звонит, надо обсудить нового арендатора. Суть вопроса – появился арендатор, предлагает взять в аренду большое помещение, переделать его под кафе. Помещение не совсем профильное, постоянно там находится магазин. Садимся обсуждать, у человека нормальная презентация, все расчеты, длительное время занимается этим видом бизнеса, есть несколько точек, по его словам, все прибыльные. Сейчас хочет рискнуть замахнуться на большее, попробовать открыть кафе большого формата. Бизнес-план также есть, открытие кафе предполагается на средства инвестора. Вроде все нормально.

Оцениваем плюсы и минусы сотрудничества. Минус для моего клиента – переформатирование помещения под кафе создаст проблему при его дальнейшей сдаче, если срок работы заведения окажется маленьким. Сдать универсальное помещение проще, чем сдать кафе.

Что является плюсом – ставка аренды будет выше, несущественно, но выше. Правда придется давать арендные каникулы для выполнения ремонта. В целом, по году доходы одинаковые. При аренде больше года – интересное предложение.

Смотрю бизнес-план внимательнее. Есть все: расходы, предполагаемые доходы, анализ трафика, оценка места размещения и так далее. Работа выполнена нормальная, скажем прямо, ее можно назвать качественной. Одного только нет, нет расчета правовых рисков.

Отмечаю этот момент, решаем встретиться втроем с предпринимателем, окончательно обсудить условия сотрудничества.

Встречаемся. Все обсудили, видно, что человек в теме, понимает, что и как делать. Рассматривает выход на окупаемость в течение 6 месяцев с момента открытия (в принципе, стандартный срок для понимания рентабельности бизнеса).

Начинаю спрашивать о том, как он учитывает в своей деятельности правовые риски. Вижу непонимание. Задаю конкретные вопросы:

— По этой улице дальше примерно в 200 метрах находится кафе. Вы как-то учитывали действия владельца этого кафе в случае открытия вашего?

— Да, мы считаем, что он никак не будет реагировать на наше открытие.

— Почему?

— Ну, а что он сможет нам сделать?

— Ладно, пропустим этот момент. Как у вас будут оформлены сотрудники? Не будет ли проблем с трудовой инспекцией, налоговой, прокуратурой?

— Это мое личное дело, вас оно, прямо скажем, не касается.

— Мы опасаемся, что в случае возникновения проблем у вас заведение не будет рентабельным или ему не дадут нормально работать.

— Я понимаю все риски, я считаю, что мы справимся.

Про себя думаю, что даже если риски и понимаются, то, как всегда, идет расчет на «авось».

Заканчиваем беседу. Клиент спрашивает, что я думаю.

 — Владелец соседнего кафе терпеть соседство не будет. Ты с ним общался (он пару раз поднимал вопрос об аренде – не договорились по цене). Он деятельный. Очевидно, что он сумеет организовать пару жалоб и проверок «на ровном месте», ему здесь конкурент не нужен. Трафик до него доходить не будет, соответственно, действовать он будет активно. По ценам и ассортименту они прямые конкуренты. Это что касается внешних факторов.

Что касается нашего арендатора – у него нет понимания этих рисков. Никакого плана действий на случай таких проблем также не предусмотрено. Отказ отвечать, как оформлены сотрудники, означает, что оформлены они будут нелегально. Соответственно, уже есть потенциально слабое место.

— Предлагаешь отказываться?

— Нет. Предлагаю это все учесть. Первое – не считаю нужным согласовывать ему кардинальную перестройку помещения, если он съедет, то проблема будет сдать его повторно. Второе – предлагаю повысить обеспечительный платеж и установить штраф за досрочное расторжение договора аренды.

Клиент самостоятельно вносит еще некоторые коррективы, окончательно еще все согласовывается и заключается стандартный договор на 11 месяцев.

И… следующий год мы наблюдаем за борьбой двух кафе.

Что делает владелец второго кафе? Через месяц после открытия конкурента он начинает замечать, что выручка падает. Падает пока некритично, но тенденция нехорошая. Анализирует положение вещей, приходит к выводу, что до него просто не доходят люди. Часть трафика перехватывается.

Плюс добавляется новизна места, а также фактор того, что новеньким надо доказывать свою состоятельность, они стараются, реально выкладываясь на все сто процентов.

Первое, что он делает — приходит к моему клиенту и предлагает перезаключить договор аренды с ним. Предлагает уже в принципе приемлемые деньги. Ему естественно отказывают – мы в такие игры не играем.

Тогда он решает бороться самым простым способом – понижает цены, расширяет ассортимент. Но проблему это не решает. Люди просто до него не доходят. И постоянно демпинговать не получится, так уже был потерян не один бизнес.

Примерно 2-3 месяца относительного затишья. Наш предприниматель уже начинает успокаиваться. Вроде все по плану, выручка стабильно растет. В общем настроение хорошее, даже пробует вернуться к разговору о реализации его идей по перепланировке помещения под его проект.

Предлагаем подождать.

И тут в дело вступает тяжелая артиллерия.

В течение месяца к нему последовательно с проверкой приходят потребнадзор, участковый, налоговая запрашивает документы, а трудовая инспекция проверяет официально ли устроены у него сотрудники. «Прилетело» даже моему клиенту – пришлось в срочном порядке устранять небольшие нарушения по пожарной безопасности и заплатить небольшой штраф (чего, кстати, я не предвидел, поскольку считал, что у него то точно все в порядке).

Практически все проверки закончились штрафом, в некоторых случаях весьма болезненным.

Все это – проверки, штрафы и последующее обжалование длилось несколько месяцев и нанесло достаточно серьезный финансовый урон. Дополнительно ряд сотрудников предприниматель вынужден был уволить, что вызвало проблемы уже с бизнесом.

После того как в отношении моего клиента была проведена проверка пожарной безопасности, стало понятно, что война идет серьезная, до победного конца.

Мы еще раз собрали совещание с нашим предпринимателем примерно за 3 месяца до истечения срока действия договора.

Прямо его спросили, как у него идут дела и как он видит выход из этой ситуации. По итогам услышали, что оборот расти перестал (правильно, кто будет ходить в кафе, которое то работает, то нет), климат в коллективе достаточно тяжелый (конечно, какому работнику понравится, что его вместо работы периодически вызывают в разные инстанции), инвестор говорит —  разбирайся сам. Как дальше он будет работать у него представление есть, основной расчет на то, что владельцу второго кафе все скоро надоест. Ну и попросил снизить арендную плату.

Мой разговор с клиентом:

— Что думаешь?

— Не вытянет. Владельцу второго кафе деваться некуда, дальше будет искать возможность навредить. Снижать ли арендную плату – решай сам. Я бы начал искать нового арендатора, готового быстро въехать после того, как уйдет этот. Насколько я знаю, к тебе обращались по вопросу аренды несколько человек.

Клиент так и сделал.

Примерно через 2 месяца наш предприниматель еще раз попытался поднять вопрос снижения арендной платы. В ответ было предложено съехать по истечении срока действия договора, причем без штрафных санкций (пошли ему навстречу).

Договор в итоге был расторгнут по соглашению сторон.

Бизнес, как мы видим, «не взлетел». Еще одной ошибкой со стороны предпринимателя было отсутствие плана на случай закрытия бизнеса. К слову сказать, купленное оборудование он распродавал достаточно долгое время, причем в итоге продал его с существенным дисконтом.

Отмечу основные ошибки предпринимателя, связанные с игнорированием правовых рисков бизнеса.

  1. Отсутствие понимания факта существования правовых рисков вообще.
  2. Игнорирование правовых рисков даже после того, как они были ему обозначены при первом разговоре.
  3. Отсутствие плана действий при возникновении и реализации правовых рисков.
  4. Отсутствие бюджета на разрешение ситуации.
  5. Неспособность справиться с ситуацией, отсутствие контроля над деятельностью. Банально — при начавшихся проверках и знании ситуации некоторые сотрудники кафе повели себя скажем прямо нечистоплотно, увеличив тем самым убытки кафе. Воспользовались отсутствием контроля.
  6. Отсутствие вариантов действий на случай, если придется закрывать бизнес.
  7. Оттягивание момента разрешения ситуации до последнего (мы ему дважды предлагали закрыться раньше времени без штрафа).

Давайте рассмотрим мою работу с правовыми рисками клиента.

  1. При сдаче в аренду я рекомендовал установить увеличенный обеспечительный платеж достаточным образом гарантируя исполнение обязательств.
  2. Не рекомендовал разрешать полноценную переделку помещения под нужды предпринимателя, что позволило без проблем сдать его при расторжении договора аренды.
  3. Изначально предположил методику действий конкурента нашего предпринимателя и был готов к развитию событий. Неожиданностью было наличие проблем у клиента в сфере пожарной безопасности.
  4. Рекомендовал начать искать нового арендатора заранее, чтобы минимизировать убытки от простоя помещения.
  5. Отслеживал ситуацию у арендатора, прогнозируя ее развитие.

Что мог сделать предприниматель изначально?

  1. Оценить вероятность конфликта с конкурентом.
  2. Надлежащим образом оформить документы своих работников, серьезнее подойти к технологическому процессу (я добавлю, что большинство проверок закончилось штрафами и они были все-таки обоснованы).
  3. Изначально предусмотреть бюджет на разрешение проблемных ситуаций.

Дополнительный важный момент, который всегда должен приниматься во внимание: халатное отношение к рискам также может вызвать сомнение в состоятельности предпринимателя как бизнесмена, а это в свою очередь может отразиться на условиях сотрудничества.

Мы с моим клиентом обсудили возможность установления повышенного размера арендной платы. Взвесив все за и против клиент все-таки решил ее не поднимать, была уверенность, что бизнес пойдет как надо. Если бы мы были уверены в обратном развитии событий, то я думаю повышенная аренда была бы применена как дополнительная гарантия выполнения обязательств и страховка рисков клиента.

Никогда не задумывались над вопросом, почему цена аренды для новой компании всегда будет выше цены, по которой арендует долго работающая на рынке компания?

В том числе и потому, что люди, которые долго занимаются бизнесом, серьезней подходят к оценке любых рисков и имеют практику работы с ними.

Поэтому предпринимателю всегда нужно демонстрировать уверенность в том, что он понимает все риски бизнеса, в том числе и правовые. В том, что он не доставит своей деятельностью проблем, а возникающие проблемы сможет решать самостоятельно.

К правовым рискам, как и к любым другим, можно относиться по-разному, но одного делать не стоит — их нельзя игнорировать.

Если сочли статью полезной, можно поделиться материалом в социальных сетях.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

Другие статьи по теме правовых рисков:

Правовые риски бизнеса. Риск уголовного преследования.

Управление рисками. Защита от уголовного преследования.

Правовые риски бизнеса. Защита информации.

© Сергей Коваль.

Правовые риски. История одного кафе.
Поделиться...
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK